Реализация Программы «Музей – школе»

06.02.2014 17:31

На основании Закона Украины  «О культуре» ( ст.1,п.1.) и общих положениях Закона Украины «О всеобщем среднем образовании» (ст.3,ст.5.) КРУИАЗ «Калос Лимен»  успешно реализовывает разработанную Программу «Музей – школе».

В 2006 -2007 учебном году сотрудники учреждения  систематизировали работу со школьниками. Эта экспериментальная работа  дала  положительные результаты  по пропаганде исторического наследия среди учащихся школ поселка Черноморское. Таким образом, возникла необходимость определить цикл  мероприятий для школьников на длительный период. Была разработана Программа «Музей - школе»  на 2008-2012гг.  Содержание Программы направлено на поиск новых  форм работы музея, новых подходов к воспитанию молодого поколения.

Ее реализация  должна осуществляться не только через подачу имеющей информации, но и путем вовлечения школьников  в  исследовательскую работу. Прежде всего, Программа «Музей –школе» систематизировала работу с учащимися на длительный период  и закрепила связь музея со школами Черноморского   района. Во- вторых, основной задачей сотрудников стала разработка  новых методик работы с посетителями, а также исследование и изучение воздействия нетрадиционной работы с различным возрастным детским контингентом. Разрабатывая мероприятия для учащихся, сотрудники музея учли школьные программы по истории, географии, литературе, мировой культуре. Особое внимание уделялось раскрытию талантов и способностей учащихся. Структура Программы определила четыре раздела: информационная работа, научно -просветительская работа со школьниками, цикл массовых мероприятий— это конкурсы, тематические встречи, театрализованные представления, акции , фестивали, выставки. Завершил Программу раздел финансовой деятельности.   Программа  была  согласована с отделом образования Черноморской  районной государственной администрацией.

Ежегодно анализируя проведенную работу, сотрудники музея вносили коррективы, вели учет деятельности с детьми разных категорий. Так возникла новая форма работы: «Музей - детский сад». Содержание деятельности с детьми  дошкольного возраста определил государственный стандарт – Базовый компонент дошкольного образования в  Украине, главной целью которого стало воспитание основ духовной культуры,  формирование морально – этнического отношения в семье и к  культурному наследию народа нашего государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Традиционными стали встречи с ветеранами войны 1941 – 1945 г.г. Большинство старшеклассников проводили поисковую работу: собирали фото и воспоминания о войне  у своих дедов, бабушек.

Так появились данные о Николае Гордиенко, который пережил оккупацию  в Ак - Мечети, о Клименко Алле Григорьевне—ребенке войны, записаны воспоминания  Остапчук  Веры Алексеевны о начале эвакуации   из Ак-Мечети и много интересного  о боевых дорогах ветеранов. В зале Великой Отечественной войны проводятся тематические экскурсии, уроки мужества, научные конференции, встречи с живыми участниками – свидетелями событий войны. Для школьников - это хороший урок, ведь чем дальше уходят года в историю,  тем значимей становятся события тех лет. Вот выставка «Письма с фронта», а вот ордена и медали ветеранов, здесь же личные вещи Героев Советского  Союза  Ивана  Жудова,  Николая Кудри: каска, котелок, отрывки старых газет, наградные документы. Стареют ветераны и уходят из жизни, но навсегда останутся  в памяти встречи  и рассказы Чеволы К.Л., бывшей медицинской сестры, которая на своих  плечах вынесла  огромное количество раненых, согревая их во время холодной  военной  зимы, кутая  их простыми одеялами и пряча их от обстрелов немецких самолетов.

Очень трогательные воспоминания ветерана  Чокова   А.С.   Много  вопросов, особенно у мальчишек, четкие ответы и обращения к школьникам о том, что всем нам необходимо беречь мир, так как война  несет смерть и разрушения. Презентация исследовательских работ по теме «Дети войны», конференции старшеклассников «В памяти народной», акция «Солдатский платок» восстановили   в памяти имена тех, кого нет среди живых ветеранов. Ведь  ничто не вечно так, как память. А память нужна, прежде всего, живым. Творческие работы, вышитые имена ветеранов на платках переданы в  фонды    нашего заповедника.

Ежегодно в зале «Необъявленная война в Афганистане» проводятся встречи участников  боевых действий в Афганистане со школьниками старших классов. На встречах всегда присутствуют родственники погибших наших земляков Куликова К.В. , Качуры Ю.А., Мельниковой В.И.  Звучат слова скорби, песни Афгана… Загораются поминальные свечи…Такие встречи – это дань памяти всем, кто воевал в этой страшной трагической войне. Эти уроки мужества дают возможность  не через учебники, а наяву прикоснуться к истории, понять ее особенности и горечь потерь.

За время реализации Программы с 2006 года  ежегодно проводятся конкурсы творческих работ с целью  приобщения  школьников  к  исследовательской работе и пополнения экспонатами фонды заповедника. В 2006-2007 учебном году   28  школьников представили свои работы на конкурс  «Этот удивительный Тарханкут». Он предполагал три этапа: школьный, заочный и заключительный.  В первом этапе ученики отвечали на  вопросы  о  историческом прошлом Черноморского района, его географических  и ландшафтных  особенностях. Ученики готовили рефераты, творческие работы, рисунки, фотографии  о  нашем крае. Заочный этап предполагал публикации на страницах газеты «Черноморские известия» под рубрикой  «Твои люди, Тарханкут».  В заключительном этапе, который проводился непосредственно в музее, состоялась  блиц-викторина, просмотр лучших видеороликов, выставка фото и рисунков, чтение фрагментов литературно-исторических произведений о Тарханкуте,  выступление старожилов поселка, представителей общественности.  Были подведены итоги  конкурса  и состоялось награждение победителей. В 2009 году совместно с ТРК «Ника» была создана виртуальная экскурсия  «Загадочный  и неповторимый Тарханкут» (Авторы Кемалова Азиме, зав.музеем, Филиппова Ярослава, Петрова Инна,сотрудники  ТРК  «Ника» ) для детей с ограниченными  физическими возможностями. Диски переданы в реабилитационный центр «Виктория». Это дало возможность приобщить  детей  данной категории  и их родителей к знакомству с нашей природой, ведь они в силу обстоятельств не могут самостоятельно  увидеть красоту нашего заповедного края.

С целью приобщения учащихся к культурно-историческому наследию своего народа, привлечения к коллективному творчеству в 2007-2008  учебном году был проведен этнографический конкурс «Быт и культура народов   Крыма, Тарханкута».  Конкурс стал частью  воспитательного процесса, направленного  на уважение  к истории, культуре  прошлого своего народа, почитание его традиций и  обычаев. Кульминацией конкурса стала презентация десяти лучших работ из сорока одной. Было определено три номинации. В первой номинации «Национальная гордость» учащиеся рассказали об истории народов, проживающих на Тарханкуте,  о их традициях  и обрядах.

Следующая номинация «Универсальный язык рукоделия» поведала о тайнах одежды и предметов быта, а работы по теме  «Стиль и мышление мастеров»  - о мастерах  декоративно-прикладного искусства Тарханкута. Участники конкурса активно отвечали на вопросы викторины, пели частушки, обменивались мнениями во время просмотра выставки творческих работ  Наталии Саруханян, Лидии и Нины Чекуновых, Инны Кизенко, Леонида Ковалевского.

В музей поступили новые экспонаты: вышитые рушники  и украинские рубахи, картины, старинная  расписная коробка для хранения сладостей, фотографии, платки, бусы, посуда и записанные  интервью с творческими людьми  сел района.  По итогам конкурса был выпущен сборник тезисов  его  участников.  Сборник  проиллюстрировал фотографиями   эпизоды  выступлений учащихся. Конкурс  продемонстрировал  хорошие знания  и творчество школьников. Интересно прошел в 2008-2009  учебном году конкурс «История улиц поселка Черноморское,  улиц сел района»,  в котором приняло участие  43 школьника, 13 творческих работ были представлены на презентацию. На этом конкурсе много интересного прозвучало из истории создания различных улиц поселка и улиц сел района. Работы учеников  оформлены в сборник под названием «Мой край – моя история»… Участники конкурса представляли материалы, как в печатном виде, так и  на электронных носителях. Во время презентации у жюри вызвало интерес  иллюстрированная часть  работ - это фотографии, рисунки, схемы. Также был отмечен хороший уровень подготовки работ и  научный подход к их оформлению. Ученики использовали архивные  материалы, беседовали со старожилами-очевидцами  происходящих событий на улицах поселка и сел района. Впервые среди учащихся  9-11 классов приняла участие школьница 6 класса УВК «Школа-гимназия» № 3  Валерия Олейник, которая заняла  1 призовое место. При оценивании работ жюри учитывало культуру речи, оригинальность работы и раскрытие  сути избранной проблемы. В своих  исследованиях  школьники  рассказали  об  основных улицах поселка и сел,  об интересных объектах на них.                 

2009-1010 учебный год  ознаменовался конкурсом «Семь чудес Тарханкута». Из 52 участников конкурса к презентации было допущено 11 творческих работ. Нами были поставлены цели: привлечь учащихся к поисковой работе, развить их творческое видение   природы, определяя значимость  названного  объекта.

Оценивались работы по трем номинациям: «Чудеса Тарханкута в слове», «Чудеса Тарханкута в фотографиях»,  «Чудеса Тарханкута в рисунках».  Ребята подготовили стихи, фото, видеоролики, представили красоту нашего края  в рисунках, сравнивая свои достижения с работами  замечательных фотохудожников Стреколовского  Н.Б., Ковтонюка Е.Н., выставка работ которых была открыта в день презентации   ученических творческих работ « Семь чудес  Тарханкута». Награждение победителей и чествование участников состоялось в  мае 2010 года. В этот день был объявлен старт подготовки к фестивалю «Национальные краски Тарханкута». Были определены национальности и школы, которые их представят.

2010-2011 год  стал особенным,  так как впервые в стенах музея проводился Фестиваль «Национальные краски Тарханкута». В нем приняло участие 98 учеников разных возрастов и разных национальностей. Прозвучали фанфары, директор заповедника  Пысач З.И. объявляет фестиваль открытым; затем она  поведала всем, что на Тарханкуте  проживают разные народы в дружбе и согласии. Представители команд школ района зажигают символический костер дружбы. Перед нами прошла вся история народов, населявших наш полуостров. Первыми представили   греческий народ ученики Медведевской ОШ, затем в программе зрители увидели крымскотатарский, болгарский, русский, белорусский, украинский народы.  Песни, танцы, сценки, легенды, стихи,  национальная кухня – все это объединялось чувством единства разных культур и  многонациональной дружбы. Кульминацией фестиваля стало выступление представительницы украинского народа, бабушки участницы фестиваля  Валерии Олейник, Марии  Дмитриевны, которая преподнесла в подарок заповеднику вышитую сорочку, рушник и  поделилась  секретом вышивания крестиком.  Порадовала всех своим изобилием национальной кухни Черноморская школа-интернат, учащиеся  которой  в поварских нарядах угощали всех присутствующих русскими  блинами,  украинскими варениками,  татарским  пловом и чебуреками, медовой пахлавой, русским квасом и петушками на палочках.

Всем участникам фестиваля  вручены благодарности, кубки  с  логотипом  республиканского  историко-археологического заповедника «Калос Лимен». Во время фестиваля в фонды музея были переданы  национальная  белорусская символика, расписная посуда русского народа, картины, куклы  в  национальной одежде, фотографии, рисунки и даже рецепты кухни разных народов.  Конечно же, такое количество участников помещение  музея не могло вместить, поэтому фестиваль проводился у здания музея, что вызвало интерес  у  жителей поселка Черноморское. Звучало: «молодцы!», «здорово!», громкие  аплодисменты. Для школьных библиотек был вручен «Вестник» № 1 заповедника «Калос Лимен» ( автор Овчинникова  Г.Н., ст.научный сотрудник учреждения) с материалами   о Тарханкуте в период Великой Отечественной войны  1941-1945 годов, который подготовлен  на основе архивных документов, материалов Черноморского  историко- краеведческого музея , воспоминаний старожилов Черноморского  района. При подготовке к конкурсам, фестивалей ежегодно разрабатывались  и  утверждались научно-методическим советом Положения о конкурсах, определялось жюри.

В Положении указывались цели, время и место проведения конкурса, регламент и возраст участников. Обязательным разделом Положения являлись критерии оценивания, которые заносились в протоколы  заседаний членов жюри. Награждения осуществлялись за счет Международного Попечительского  совета  и БО «Черноморский благотворительный фонд «Лучшее – детям». По итогам каждого конкурса выпущены буклеты с описанием  презентации  творческих работ и фото проведенного мероприятия.

Анализируя  данную работу, сотрудники заповедника отмечают, что в процессе подготовки  творческих работ к конкурсам ,  ежегодно  улучшалось качество их исполнения, а презентации указывали  на рост  уровня  участников. Увеличивалось количество школ-участниц и количество участников-учеников. Многие работы были защищены на секциях Малой академии  школьников  Крыма «Искатель». Сотрудники  заповедника   являются  рецензентами, членами жюри секций Черноморского филиала МАН , а также они  проводят консультации учащихся по написанию работ, это дает возможность проводить  историко-краеведческие  конференции на высоком уровне  и осуществлять районную экспедицию «Собираем, изучаем, сберегаем», с целью пополнения старинными предметами  быта, фото и другими  экспонатами фонды  заповедника. В рамках Программы  «Музей-школе» в нашем учреждении появилась возможность для проведения уроков истории, литературы родного края, народоведения, а также воспитательных часов, праздничных мероприятий. По заявкам  можно с учениками посмотреть и обсудить фильм «Зов прошлого» и «По золотому кольцу Тарханкута» об истории  и природе нашего края, а также можно осуществить заочное путешествие по залам музеев мира. Особое внимание уделяется работе с педагогами.  Ежегодно сотрудники музея принимают  участие в семинарах для заместителей директоров по воспитательной работе школ района по вопросам реализации Программы и организации мероприятий в учебном году. Был проведен семинар для организаторов школьных музеев, этнографических уголков с целью  методической помощи и рекомендаций по оформлению и хранению фондов. Выпущена брошюра по данной теме (составитель Годлевская Г.М., гл.хранитель  фондов заповедника).

Для учителей украинского языка и литературы напечатан  сборник уроков по теме: «Литература родного края» (автор Кулиш А.А. мл научный сотрудник) Подготовлена выставка материалов, посвященная поэту-земляку О.И.Корсовецкому   под названием « О.Корсовецкий- боец, поэт, педагог, публицист».  Для учителей и воспитателей ДУ поселка  был организован и проведен мастер-класс с Татьяной Граниной, которая  показала и прокомментировала подбор материалов и процесс работы с природным морским материалом. Это был не просто урок, это была творческая мастерская и праздник души. Царила завораживающая атмосфера творчества. Всего за несколько минут рождались необыкновенные произведения искусства. Усвоив тонкости мастерства, педагоги  обучают  детей этому замечательному виду искусства в своих учреждениях.

Ежегодно для учащихся, учителей, жителей района оформляется выставка «Ученье - свет» и организовывается  встреча из цикла «Музей собирает друзей» с   педагогами - ветеранами образования. Педагоги  деляться  воспоминаниями   об учебном процессе 50-90 гг. прошедшего столетия, дополняя свои рассказы фотографиями, грамотами, учебниками и другими предметами, связанными с образованием. Учителя –ветераны  обсуждают  важные проблемы воспитания школьников и акцентируют на значимости  реализации Программы «Музей- школе».

С открытием новой экспозиции «Быт и культура  славянских народов»,  где представлены украинская, русская, болгарская культуры, в течение года  сотрудники заповедника предлагают для школьников тематические экскурсии  и уроки по теме: « Традиции, обряды, славянских народов», «Быт и культура народов Крыма», «Семейные символы-обереги», «Празднование Нового  года  и  Рождества». В этом зале школьники получают не только информацию, они активно включаются в диалог с экскурсоводом. Такие  экскурсии всегда  интересны, они вызывают большое количество вопросов и желание быть участником театрализованного действия, которое  предлагает  экскурсовод. Ребята активны, проявляют  интерес к прошлому, читают и поют колядки и щедривки, получая  за это  сладости.  Вместе с родителями дети  участвуют  в акции «Старая елочная игрушка». Те, кто бывает в музее  с декабря по февраль месяцы, знакомятся с историей возникновения праздника  Нового года и может увидеть  елочные игрушки, которым более полувека. По тематике игрушки составляют целую историю государства – бывшего СССР- 50-80 годов двадцатого столетия.

Ежегодно в экспозиции «Жилище славян» предлагается выставка  «Красота росписи пасхальных яиц».  К этой выставке готовятся все желающие. Она объединяет рисунки, лепку, работы из бисера, глины, соленого теста, пластилина, дерева, разноцветные пасхальные яйца в технике оригами.  Показана церковная одежда и разные  пасхальные куличи. Экскурсовод  рассказывает  об истории  рождения праздника Пасхи и его значении  в религии славянского народа. Школьники могут поиграть в старинные игры, которые связаны с  этим праздником.

Не только тематические экскурсии «Этот удивительный Тарханкут»,  «Античный Калос Лимен», которые проводятся в залах археологии и зале природы, привлекают учащихся. Ежегодно   они могут участвовать в экскурсиях на городище «Калос Лимен», «Беляус» во время проведения раскопок и в период летней школьной  практики.  Здесь организуются встречи с  учеными Украины, России, дальнего зарубежья. На городище устраиваются театрализованные спектакли о первых жителях Прекрасной Гавани. Гостей встречают жрицы, затем стражники. Роли действующих героев исполняют участники краеведческого кружка (Руководитель Овчинникова Г.Н. - ст.научный сотрудник заповедника).  Вместе с экскурсоводом ребята видят эпизоды прошлого Калос Лимена- Прекрасной Гавани.

С 2006 при КРУИАЗ  «Калос Лимен» функционирует Международный молодежный археологический лагерь. Организация работы в данном лагере осуществляется как одно из направлений деятельности заповедника по Программе  музейной педагогики  и основывается на образовательных, воспитательных и развивающих  формах работы с детьми. Ребята-волонтеры приобретают не только специальные навыки и знания по  истории, они постигают основы анализа, синтеза, классификации археологических находок. У них есть возможность самостоятельно прикоснуться к античной истории, понять особенности  многогранной археологической науки. Пребывание в лагере также создает возможность неформального общения между студентами разных ВУЗов. Кроме всего этого   студенты и школьники помогают сохранять заповедные места в чистоте и порядке, осуществляя уборку территории от мусора и сорняков. Несколько лет подряд с молодежью работают Кутайсов В.А., ст.научный сотрудник нашего учреждения и  профессор кафедры всеобщей истории и археологии  университета г. Тулы (Россия) Поспелов Д.В., который осуществляет в данном лагере и свой проект «Подводная археология в России».

Летом 2010 года Международный  молодежный археологический лагерь отметил свое пятилетие. Погружение под воду и знакомство с подводной археологией стало настоящим подарком для студентов и учащихся лагеря, которые прошли обучение по погружению  под воду и работу по археологии  в таких условиях. Функционирование волонтерского движения  дает возможность с наименьшими затратами содержать  наши памятники   в надлежащем состоянии. Работа лагеря - основа заповедника как  археологического центра и будет способствовать  археологическому туризму при заповеднике «Калос Лимен».                                                           

С целью профориентации в музее было организовано работу  кружка «Юный этнограф-экскурсовод» ( Руководитель Кулиш А.А. мл .научный сотрудник). Программа  кружка предполагала  в течение двух лет познакомить с культурно-этнографическими центрами Крыма, ремесленной деятельностью народов Крыма, Тарханкута. После обучения  члены кружка выбирают тематику экскурсии, составляют экскурсионный рассказ и проводят экскурсии в этнографическом зале, опираясь на экспонаты экспозиции, постоянно совершенствуя свой экскурсионный рассказ. Кружковцы очень легко ориентируются в разнообразной информации, умеют проводить самостоятельные исследования. Они являются экскурсоводами школьных музеев. Дополнительное образование позволяет школьникам более внимательно рассматривать экспонаты, анализировать и сравнивать их с другими. В связи с этим, можно отметить, что методика, которая легла в систему  занятий, как: «погружение в историю», игра, роль, театрализация четко играет на сферу личности учащегося, на его эмоции, интеллект и нравственность.

Основой работы  краеведческого кружка (Руководитель Овчинникова Г.Н. старший научный сотрудник ) стали исследования. Школьники работали над поиском  материалов об   истории  поселковой школы № 1,  о ветеранах войны, сегодня в процессе разработка  темы  «Вспомни  свою родословную».

Проанализировав работу по реализации Программы «Музей – школе», сотрудники заповедника отмечают, что у школьников, которые участвуют в мероприятиях музея, формируется устойчивое и глубоко мотивированное, основанное на страницах своей истории,  чувство любви к родному краю, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему. Активизировалась поисковая   деятельность, которая способствовала пополнению фондов музея новыми экспонатами. Существенным результатом явилось увеличение числа посетителей, широкая популяризация музея, повысилась активность населения поселка и района в проведении массовых мероприятий, установлен постоянный контакт со школами  и учителями.

Успешное решение поставленных задач  на практике показали  на  жизнеспособность методики музейной педагогики как научной дисциплины.

В связи с этим, студенты Симферопольского университета культуры, отделения музейных специалистов, участвуют в практических занятиях  на базе нашего заповедника. Они обмениваются мнениями  о формах и методах работы с детьми, определив для себя важные задачи по привлечению школьников в музеи.

Таким образом, за время реализации Программы «Музей – школе», проводилась работа с тремя возрастными  категориями: дошкольниками, школьниками, студентами.  В доказательство значимости работы по реализации Программы, являются отзывы учеников и учителей школ: «…считаем, что работа по Программе «Музей – школе» способствует воспитанию настоящих граждан Украины», «Наличие и реализация  таких  Программ просто необходимы  для воспитания подрастающего поколения, так как это одно из главных направлений работы учреждений культуры», «…с большим энтузиазмом учащиеся начальной школы и старшеклассники посещают музей.  Многое ребята узнали в залах археологии  и этнографии. С большим  желанием дети участвуют в конкурсах и акциях.  Хотелось, чтобы музей продолжал систематическую работу со школьниками», «Материалы конкурсов, их результаты широко освещались в средствах массовой информации, что давало  возможность их участникам ощущать важность проведенной работы, чувствовать себя сопричастным  к сохранению для потомков сведений по истории, этнографии родного края». Такие слова благодарности настраивают  наших сотрудников на поиск новых форм работы, новых подходов к  общению с детьми. Музей стал для учеников источником дополнительных знаний. Он высветил единство поколений прошлого, сегодняшнего дня и будущего.

А.А. Кулиш, мл. научный сотрудник заповедника "Калос Лимен"