Поговорим о прошлом нашего края
В Черноморском историко-краеведческом музее прошла очередная встреча членов клуба любителей истории и краеведения «Поговорим о прошлом нашего края». В этот раз ее участники прослушали информацию старшего научного сотрудника ГБУ РК ИАМЗ «Калос Лимен» Г.Н. Овчинниковой на тему «Военные объекты 1900-1940-х годов на Тарханкуте. Забытый аэродром «Кунан».
Наибольший интерес у присутствовавших вызвал вопрос о создании на Тарханкуте
по указанию командующего Черноморским флотом вице-адмирала Колчака
воздушных постов и станций для контроля над появившимися к этому времени
летательными аппаратами.
В частности, в его Приказе № 227 от 31 декабря 1916 года сказано о формировании «черноморской воздушной дивизии» и развёртывании «воздушных отрядов, станций и постов по мере поступления морских самолётов и личного состава». К 1 января 1917 года из «частей Северо-Западного района и отряда дирижаблей» предполагалось создать первую воздушную бригаду. В приказе значилось: «Воздушные посты первой бригады формировать в следующем порядке: «Отарик», «Зелекары», «Ялта», «Евпатория», «Ак-Мечеть»…». Назначение станций и постов наблюдения состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов, выделять среди них чужие и сообщать о факте и направлении их пролёта в соответствующие военные инстанции. Вероятно, воздушный пост «Ак-Мечеть» был размещён в нескольких километрах от поселения с аналогичным названием. Ведь, согласно инструкциям, сигнальная площадка для работы поста должна находиться «на открытой, ровной местности вблизи дорог, лесов и деревень, чтобы ее могли легко разыскать самолеты» и «по возможности обеспечивать посадку самолета». Этим требованиям вполне отвечало место, где впоследствии был оборудован аэродром «Кунань». Логично предположить, что наличие удобного военного объекта и послужили основанием для последующего перепрофилирования его в небольшой запасной аэродром, получивший статус оперативного в 1941 году. На 20 сентября 1941 года на территории Кунанского аэродрома базировались 13 истребителей И-153 («Чайка») 8-го и 32-го авиаполков и 4 самолёта ЛаГГ-3. Они обеспечивали противовоздушную оборону Северо-Западного Крыма, охраняли советские суда, следовавшие мимо его побережья, участвовали в обеспечении эвакуации частей Красной Армии после завершения обороны Одессы.