Русь православная

28.07.2022 00:00

Под таким названием с 28 июля по 28 сентября в Черноморском историко-краеведческом музее пройдет выставка предметов из фондового собрания историко-археологического музея-заповедника «Калос Лимен».

Вниманию посетителей представлены фелонь (ХХ в.), митра (ХХ в.), киотный крест (конец XIX - начало ХХ вв.), крестик нательный старообрядческий мужской (XVIII - XX вв.), кропило (ХХ в.), закладка для Евангелия (XX в.), Псалтырь (XIX в.), служебник начало (XX в.), икона «Богоматерь Владимирская» (конец XIX - начало XX вв.).

Фелонь - богослужебное одеяние священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Фелони в древней церкви были белого цвета, что символично означает «чистоту, святыню и сияние Славы Божией ибо бог есть свет…». Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство священнослужитель.

Митра - головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху и по окружности митры расположены иконописные образы.

Псалтырь (издан на церковнославянском языке в типографии Киево-Печерской лавры) - сборник из псалмов особого жанра молитвословной поэзии, которые поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Псалтирь, как никакая другая книга, был в большом употреблении и имел влияние на образование и жизнь русского человека. Употреблялся как книга бого­служебная, как книга учебная, как книга назидательная для домашнего чтения и как книга, спасительная в некоторых особых случаях жизни.

Икона «Богоматерь Владимирская» - относят к иконописному типу Елеуса («Умиление»). Сюжет иконы лиричен: мать держит на руках сына, прильнувшего к её щеке. С нежной доверчивостью всматривается в грустные глаза матери младенец Христос. Одной рукой он обнимает ее шею, второй - тянется к плечу. Взаимным ласковым касанием щек, полуразомкнутым объятием Мать и Дитя являют взору трогательную картину любви, пронзенной острой грустью.

Киотный крест - название произошло от древнего слова «киот». Церковный киот - это ящик или шкаф для святых образов, который выполняет защитную духовную функцию и украшает храм или дом. Киотный крест помещали на полку среди икон, где он занимал главенствующую роль, поскольку имел внушительные размеры. Самым главным отличием киотского креста от нательного, помимо размеров, является отсутствие отверстий и ушек для шнурка. Киотный крест как оберег вешали над входной дверью дома, над воротами, размещали на перекрестии дорог и перед въездом в населённые пункты. Такие кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству. Святыни брали с собой в странствия и военные походы. С их помощью устраивали временные алтари.

Кропило - кисть, употребляемая для окропления (разбрызгивания) святой воды во время богослужения, при совершении некоторых христианских обрядов, разновидность церковной утвари. Сосуд со святой водой, куда макают кропило, называется кропильницей. В православной традиции в качестве кропила используется пучок натуральных или искусственных волокон с рукоятью.

Выставка приурочена ко Дню крещения Руси - государственной памятной дате, установленной «в качестве даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Эта дата отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси.