ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Д. КУДРЯ В ВОЗДУШНЫХ БОЯХ НАД КУБАНЬЮ. ВЕСНА 1943 ГОДА

19.12.2023 08:10

Автор публикации: Галина Николаевна Овчинниковастарший научный сотрудник ГБУ РК «Историко-археологический музей-заповедник “Калос Лимен”».

В апреле – июне 1943 года в небе над Кубанью развернулись стратегически важные воздушные сражения между немецкими и советскими лётчиками. Они были частью плана фашистского командования закрепиться на созданном ими оборонительном рубеже, вошедшем в историю как «Голубая линия», преодолеть за счёт авиации преимущество Красной Армии в сухопутных войсках. Со своей стороны, советское командование рассчитывало действием ВВС поддержать Краснодарскую наступательную операцию войск Северо-Кавказского фронта. 19 мая 1943 года газета «Красная звезда» сообщала: «За последнее время на Кубани приняли особенно широкий размах боевые действия авиации обеих воюющих сторон. Групповые воздушные бои, начавшиеся ещё в апреле, день ото дня увеличивались в масштабе, перерастая от отдельных, эпизодических столкновений истребителей и бомбардировщиков в длительное воздушное сражение» [8].

В небе над Кубанью советские лётчики, среди которых был и Николай Данилович Кудря, впервые добились преимущества в воздушных боях над опытными, хорошо подготовленными немецкими асами 4-го воздушного флота люфтваффе. Именно здесь за неполные три месяца боевых действий Н. Кудря сбил 11 вражеских самолётов, в 22 года получив высокое звание Героя Советского Союза. Его биография отражает жизненный путь, характерный для многих молодых людей 1930–1940-х годов. Крестьянское происхождение – родился в крымской деревне Ярылгач (ныне село Межводное Черноморского района), «десятилетка», комсомол, занятия спортом, мечта об авиации. Большие преимущества будущему пилоту давала первоначальная лётная подготовка в аэроклубе города Феодосии. С 1940 года комплектование военных авиационных учебных заведений проводилось путём отбора курсантов из числа призывников в Красную Армию. Основные требования: годность по состоянию здоровья, физическим и анкетным данным, среднее или неоконченное среднее образование [1]. В Приказе Народного комиссара обороны Союза ССР № 070 «О мерах по предотвращению аварийности в частях военно-воздушных сил РККА» от 4 июня 1939 года отмечалось: «Впредь в лётные школы и училища принимать только тех, кто имеет отличную характеристику (средней школы, фабзавуча, завода, партийной и комсомольской организаций) и тех из окончивших школы аэроклубов, кто имеет отличные отзывы с производства (до поступления в аэроклуб) и отличные отзывы за время пребывания в школе» [10]. Всеми этими данными Н. Кудря обладал сполна. Свою службу в армии он начал курсантом Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова. Учиться лётному мастерству пришлось 12 месяцев. Именно такой срок отводился в предвоенные годы для подготовки лётчиков ВВС Красной Армии. Причём с учётом международной обстановки он менялся несколько раз. Так, Приказом Наркома обороны Союза ССР от 4 июня 1939 года № 070 период обучения устанавливался в полтора года, затем Приказом от 14 марта 1940 г. № 008 «О подготовке лётно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году» сокращался до 12 месяцев [10; 11]. В марте 1941 года был издан Приказ Наркома обороны Союза ССР «Об установлении системы подготовки и порядка комплектования вузов Военно-воздушных сил и улучшения подготовки лётного и технического состава» № 080, в котором предписывалось: «Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время – 9 месяцев, в военное время – 6 месяцев. Задача школы научить курсанта-пилота: пилотированию и применению боевого самолёта днём в простых метеорологических условиях; групповым полётам в составе звена и дать практику в маршрутных полётах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полётов. Истребителей, кроме того, научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя <…>. Установить в школах военных пилотов общий налёт на курсанта на учебном и боевом самолётах: для истребителей – 24 часа, из них: контрольно-вывозных – 9 часов; самостоятельных – 15 часов» [12]. Из вышеизложенного следует, что курсанты лётных школ овладевали только элементарными навыками управления самолётами. А высшему пилотажу, углублённой тактике воздушного боя сталинским соколам пришлось учиться непосредственно в ходе сражений. Поэтому многие военные специалисты считали подготовку пилотов Красной Армии недостаточной. Для сравнения, учебный налёт немецких лётчиков составлял около 200–250 часов [5]. Дополнительные тактические навыки появятся у советских асов уже в ходе воздушных боёв, в том числе – за Кубань.

Качинскую авиашколу Н.Д. Кудря окончил в 1941 году. Дальнейшую службу проходил лётчиком-инструктором в этом же училище. В своих воспоминаниях «Мы – дети войны» С.А. Микоян отмечал, что для курсантов лётной школы инструктор представлял «совершенно особую фигуру, он для них – непререкаемый авторитет не только в лётном деле, но и почти во всём. Хороший инструктор не только учит летать – он и воспитатель» [9, с. 12]. Эти качества были присущи и Николаю Кудре, а рабоче-крестьянское происхождение сближало его с другими курсантами.

О событиях 22 июня 1941 года обучавшийся в это время в Качинской авиашколе С.А. Микоян вспоминал: «Воскресной ночью 22 июня нас вдруг подняли по тревоге, мы и не знали, что началась война, даже удивлялись, кому вздумалось в воскресенье учебную тревогу устраивать. Полагалось за 2 минуты одеться и выбежать с винтовкой из казармы. И вот все построились во дворе, думали, что сейчас скажут, мол, давайте, идите досыпать. Время-то было – полпятого утра. Однако нам дали команду: бегом на рубеж! Удивительно было. И, значит, на окраину города мы побежали. Это недалеко было, городок ведь небольшой. Там нас положили всех попарно. Мы лежали метрах в 50 друг от друга цепью. Оказывается, боялись, что будет десант, и на всякий случай положили нас караулить… Часов в 8 приехал грузовик, привёз патроны к нашим винтовкам. Тогда только нам сказали, что началась война <…>» [9, с. 15]. Военные будни предполагали дежурство на аэродроме у самолётов, боевое охранение военных объектов, полёты по сопровождению бомбардировщиков, ускоренную подготовку пилотов в двенадцатичасовом рабочем режиме. Вскоре Качинскую авиашколу перебазировали в тыл – город Красный Кут Саратовской области [1]. В числе инструкторов авиашколы был и сержант Н.Д. Кудря. На фронт он попал только 20 февраля 1943 года после неоднократных рапортов об отправке на передовую [7]. Служил старшим пилотом 45-го истребительного авиационного полка, впоследствии переименованного в 100-й, 216-й смешанной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Участвовал в боях на Северном Кавказе, Кубани. Освоил полёты на истребителе «P-39N Аэрокобра» [7]. Этот многоцелевой военный самолёт производства авиакомпании «Bell» считался тогда одним из самых совершенных истребителей фронтового класса. Отличался хорошим маневрированием, усиленным вооружением (пушка 37-мм и два 12,7-мм пулемёта), лёгкостью в управлении. Но по скорости и скороподъёмности «P-39N Аэрокобра» уступала отечественным истребителям.

10 марта 1943 года Николай Кудря в воздушном бою западнее станицы Ахтырская на Кубани сбил первый вражеский самолёт, бомбардировщик «Ju-88». В этот день советские лётчики в составе шестёрки «Аэрокобр» выполняли задание по прикрытию наземных войск. В бою с пятью «Ju-88» и тремя «ХЕ-111» они уничтожили 5 самолётов противника, собственных потерь не имели. Затем последовали другие бои и новые победы. 22 марта 1943 года группа из восьми «Аэрокобр» в районе населённых пунктов Черноярковский – Петровская встретила десять немецких истребителей «Ме-109». В ходе боя было сбито четыре самолёта, из них один – на личном счету Н.Д. Кудри. 25 марта в районе хутора Ханьков им был сбит ещё один немецкий истребитель «Ме-109». 1 апреля 1943 года шестёрка советских истребителей в районе станицы Петровская, прикрывая колонну наземных войск, вступила в неравный бой с двенадцатью «Ме-109». В результате сбили пять немецких истребителей и одного «подбили». Лично Н.Д. Кудря уничтожил один «Ме-109» [7]. 13 апреля 1943 года его фотография в группе с другими наиболее результативными лётчиками была размещена в № 122 газеты «Правда». Мужество, взаимовыручка, умение ориентироваться в сложных ситуациях, высокая тактическая подготовка Николая Даниловича были отмечены в документах о его награждении двумя орденами Красного Знамени [7]. 21 апреля 1943 года Николай Кудря, к тому времени уже младший лейтенант, в воздушном бою юго-западнее города Новороссийска сбил десятый вражеский самолёт [7]. Конечно, мастерство боя пришло не сразу. Но учиться было у кого. На Кубани пользовалось известностью имя А.И. Покрышкина, который разработал активную, наступательную тактику ведения боя по принципу: «высота – скорость – манёвр – огонь». До этого советские пилоты, как правило, патрулировали на небольшой высоте в ограниченном воздушном пространстве, двигаясь по кругу, друг за другом. Новая тактика, получившая название «скоростные качели» или «кубанская этажерка», предполагала перемещение лётных пар по фронту на различной высоте. Это не только предупреждало столкновение самолётов в воздухе, но и позволяло уделять больше внимания круговому поиску цели. Достигалась высокая манёвренность как одиночного самолёта, так и всей авиационной группы. Ступенчатое, эшелонированное в высоту построение группы самолётов предлагал использовать и однополчанин Н.Д. Кудри дважды Герой Советского Союза Д.Б. Глинка [6]. Советские пилоты не только с энтузиазмом отнеслись к новым тактическим приёмам, но и стремились внести свой вклад в их совершенствование. Об этом шла речь в публикации газеты «Сталинский сокол» от 14 мая 1943 года: «Практика показала, что для активного наступательного боя большие группы совершенно неприемлемы. Они сковывают манёвр, особенно вертикальный, усложняют самоприкрытие и взаимную огневую поддержку в бою. Поэтому лётчики Кубани пришли к выводу, что в группе должно быть не более 4-6 самолетов. Важно умело эшелонировать группы в зависимости от обстановки, причём должно быть не меньше, чем 2 эшелона по 4 самолёта, а нормально 3 четвёрки. Высота между ярусами – примерно 600-800 метров. Боевой порядок в этом случае строится по типу „этажерки”, смещаемой при необходимости в ту или иную сторону» [13]. Новые самолёты и более совершенная тактика ведения боя сыграли определяющую роль: в небе над Кубанью фашисты не смогли преодолеть преимущества советских асов. «Наши лётчики сразу же захватили инициативу, завоевали господство в воздухе и прочно удерживают его», – отмечалось 5 мая 1943 года в газете «Красная Звезда» [3]. Умело действовал в сражениях с врагом и Н.Д. Кудря. Его бывший однополчанин И.И. Бабак по этому поводу писал: «Среди недавнего пополнения выделялся неисчерпаемой энергией, смелостью и ловкостью в бою лётчик Николай Кудря. Великолепно владея мастерством пилотажа, он в любой ситуации умел уйти из-под удара и, наоборот, сам перейти в неотразимую атаку. Бил без промаха, но при этом нам казалось, что он зачастую пренебрегал собственной безопасностью <…>» [2, с. 18]. Одним из наиболее результативных летчиков-истребителей, добившихся высоких показателей за сравнительно непродолжительные периоды участия в боевых действиях, назвал Николая Даниловича исследователь М.В. Шиловский [15, с. 43]. Из наградных документов Н.Д. Кудри следует, что за неполных два месяца боёв (к маю 1943 года) он совершил 53 боевых вылета, в том числе: на прикрытие наземных войск – 39, прикрытие действий авиации – 8, сопровождение бомбардировщиков – 6; в 24-х воздушных боях сбил десять самолётов противника [7]. «Ты знаешь, что я на фронте с 10 марта 1943 года. Что я сделал за это время: сбил 8  «Ме-109 Ф», одного «Ю-88» и одного «Хе-111», итого 10 штук, – так работает твой младший брат», – писал Николай Кудря своему старшему брату Степану Даниловичу в апреле 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года «<…> за проявленный героизм и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Отечественной войны и за 10 лично сбитых самолётов» младшему лейтенанту Кудре Николаю Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза [7]. 26 мая 1943 года, Н.Д. Кудря выполнял боевое задание по прикрытию частей Красной Армии. Сбив 11-й по счёту самолёт противника, смертельно раненый, он всё же смог спасти свою боевую машину, посадив «Аэрокобру» на нейтральной полосе. Это был последний подвиг Николая Даниловича. Его останки захоронены в парке города Славянска-на-Кубани Краснодарского края. Так oкончилась яркая, но очень короткая жизнь 22-летнего лётчика-истребителя Н.Д. Кудри, на фюзеляже самолёта которого сияли десять красных звёзд. Одиннадцатую звезду он нарисовать не успел.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.      Аллахвердянц В.Г. Подготовка авиационных кадров отечественных Военно-воздушных сил: на примере деятельности Севастопольской (Качинской) лётной школы в 1910–1945 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/podgotovka-aviacionnyh-kadrov-otechestvennyh-voenno-vozdushnyh-sil-na-primere.html (дата обращения: 19.03.2022).

2.      Бабак И.И. Звёзды на крыльях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/babak/11.html (дата обращения: 19.03.2022).

3.      Давыдов В. Воздушное сражение на Кубани // Красная звезда. 1943. 5 мая [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.mywebs.su/blog/war/40251/ (дата обращения: 19.03.2022).

4.      Действующая армия. 18 апреля // Правда. 1943. 18 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mywebs.su/blog/war/40408/ (дата обращения: 19.03.2022).

5.      Драбкин А.В. Истребители. «Прикрой, атакую!». Москва: Яуза, Эксмо, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/213708-2-artem-drabkin-istrebiteli-prikroj-atakuyu.html#text (дата обращения: 19.03.2022).

6.        Дольников Г.У. Летит стальная эскадрилья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=59181&p=1 (дата обращения: 19.03.2022).

7.      Кудря Николай Данилович // ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» со ссылкой на ЦА МО РФ. Картотека награждений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search (дата обращения: 19.03.2022).

8.      Макаренко Я. Воздушное сражение на Кубани // Красная звезда. 1943. 19 мая [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inomoderator.livejournal.com/221690.html (дата обращения: 19.03.2022).

9.      Микоян С.А. Мы – дети войны. Воспоминания военного лётчика-испытателя. Москва: Яуза, Эксмо, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knigi.konflib.ru/8istoriya/143038-1-stepan-anastasovich-mikoyan-mi-deti-voyni-vospominaniya-voennogo-letchika-ispitatelya-stepan-anastasovich-mikoyan.php 1 (дата обращения: 19.03.2022).

10.    Российский государственный военный архив (далее – РГВА). Ф. 4. Оп. 3. Д. 3312.

11.    РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 86.

12.    РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 63.

13.    Сидоров А. Особенности воздушных боёв на Кубани // Сталинский сокол. 1943. 14 мая (№ 20) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slavhistory.ru/article/a-178.html (дата обращения: 19.03.2022).

14.    Советские асы. Кудря Николай Данилович [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/k/kudrya.htm (дата обращения: 19.03.2022).

15.    Шиловский М.В. Эффективность усилий советских лётчиков-истребителей в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1342/files/2_035.pdf (дата обращения: 19.03.2022).

Список сокращений

ВВС Красной Армии – Военно-воздушные силы Красной Армии

«Ме-109» – Мессершмитт Bf 109 – одномоторный поршневой истребитель, состоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран

«Ме-109 F» – Мессершмитт Bf 109F «Фридрих», модификация «Ме-109»

«P-39N Аэрокобра» – многоцелевой военный самолёт производства авиакомпании Bell

«ХЕ-111» – Heinkel He 111, немецкий бомбардировщик периода Второй мировой войны, состоявший на вооружении люфтваффе

«Ju-88» – Юнкерс Ju 88 — многоцелевой самолёт люфтваффе периода Второй мировой войны

Список терминов

Люфтваффе – название военно-воздушных сил в составе вооружённых сил Германии (1933-1945 гг.)

Нарком обороны Союза ССР – Народный комиссариат обороны СССР – высшее военное ведомство СССР с 1934 по 1946 годы

Список топонимов

Ахтырская (станица) – совр. поселок городского типа Ахтырский в Абинском районе Краснодарского края

Ханьков – совр. хутор в Славянском районе Краснодарского края.

Фотографии

Рис.1.Герой Советского Союза Н.Д. Кудря. ОБД «Память народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» со ссылкой на ЦАМО РФ. Картотека награждений погибших и пропавших. Поиск по фамилии.

Рис.2.Лётчики, сбившие во время весенних боёв на Кубани 26 вражеских самолётов (слева направо): сержант Н. Кудря, Герой Советского Союза старший лейтенант Д. Глинка и сержант И. Бабак. Газета «Правда», № 122 от 13 мая 1943 года.