Подводные лодки у берегов Тарханкута. Случай с оленевскими рыбаками

28.07.2018 01:00

Тема, которая будет рассматриваться в этой главе очерка, ранее мало освещалась на страницах научных и популярных изданий, во-первых, из-за её засекреченности, во-вторых, в связи с отсутствием необходимого объёма информации по указанной проблеме.

Но несколько лет назад грифы секретности были сняты, и в Интернет - изданиях появились загадочные гипотезы о затонувших подводных лодках, военных кораблях у берегов Тарханкутского полуострова

Посвящается дню освобождения Черноморского от фашистских захватчиков

Несколько лет назад грифы секретности были сняты с темы о подводных лодках в районе Тарханкута и в Интернет-изданиях появились загадочные гипотезы о затонувших подводных лодках, военных кораблях у берегов Тарханкутского полуострова, видеосъёмки и сообщения дайверов об экспедициях на подводные объекты. Причём, оригинальные, иногда надуманные публикации соседствуют с ценными материалами о научных исследованиях в этой области, выдержками из документов военного времени, размещённых на информационных сайтах. Их тщательный анализ в совокупности с изучением статей газеты «Боевой курс» Учебного Краснознамённого отряда подводного плавания им. С.М. Кирова и письма комиссара подводной лодки «Щ-201» Ильяшенко М.Ф. в адрес Черноморского историко-краеведческого музея позволил представить интересную картину действий подводных лодок неподалёку от побережья Тарханкутского полуострова в период 1941-1944 годов. В основу организации их боевого использования на Черноморском флоте, как и на других флотах, был заложен позиционный метод. Позиции (т.е. территории базирования) имели небольшие размеры и располагались одна от другой на незначительных расстояниях. Причём, если в начале войны советским подлодкам были назначены три позиции ближе к берегам Румынии, то во второй половине октября 1941г. вместо прежних позиций были определены пять довольно обширных районов в западной части Черного моря, в том числе, неподалеку от мыса Тарханкут. Наряду с охотой за вражескими кораблями, серьёзное внимание уделялось минным заграждениям, сбору разведданных о противнике, а в период обороны Севастополя – оказанию помощи осаждённому городу. Обстановка на Черном море вновь изменилась уже в январе 1943г. Под ударами советских войск враг поспешно отступал, оставляя один район за другим. В феврале части Красной Армии вышли к Азовскому морю и отрезали противнику пути отхода на север через Ростов. Для перебазирования гитлеровских частей, находившихся на Таманском полуострове, оставалось открытым одно направление – через Крым. В сложившихся условиях на первое место выдвинулась задача воспрепятствовать эвакуации войск противника морским путем. С этой целью подводные лодки были переразвернуты из западной части Черного моря на восток, в район Феодосии. Однако позиция вблизи мыса Тарханкут оставалась, поскольку вывод своих войск противник осуществлял и через Ак-Мечетский порт. В разведдонесениях, направленных в штаб наступавшей 51-й Армии 4 Украинского фронта, по этому поводу сообщалось: «Между портами Ак-Мечеть и Одесса беспрерывно курсируют 10 барж ёмкостью 100 человек, каждая из которых в Одессу перевозит немецкие части, действовавшие на Перекопском и Керченском направлениях, понёсшие большие потери. Из Одессы на этих же баржах прибыли немецкие солдаты и украинские «добровольцы», якобы взамен вывезенных из Крыма…» (Госархив в АР Крым, ф. 151, оп. 1, д. 637, л.л. 14, 15). Примером успешного выполнения приказа советского командования по ликвидации фашистских кораблей является военная операция, проведённая летом 1943г. 6 июля советский самолет-разведчик обнаружил вражеский конвой, следовавший из Сулины в направлении мыса Тарханкут. Получив данные о противнике, подводные лодки «Щ-201», «С-33» и «Щ-203» перешли на новые, более выгодные позиции. Подводная лодка «Щ-201» (командир - капитан-лейтенант П.И. Парамошкин) первой обнаружила вражеский транспорт. Ее атака была успешной. Однако у торпедированного судна оказался слишком большой запас плавучести, и оно сразу не затонуло. Утром 7 июля его добили советские бомбардировщики («Действия подводных лодок Черноморского флота–1941г.», сайт «Ленинград Блокада Подвиг», htt:// blokada.otrok.ru // lirary/emel/index.htm). По данным немецкого информационного сайта, в октябре-ноябре 1943 года советские подлодки с перевесом сил действовали западнее Крыма. При мысе Тарханкут они потопили «U-JдgerSchiff 19 с 3 KFK 23-ей UJ-Flottille». Немецкие и румынские корабли здесь неоднократно подвергались нападению советских подлодок С-31, Щ-202 и Щ-201. 25.10 и 2.11 советские субмарины M-112 и M-35 потопили «за Ак-Мечетью» немецкие баржи Тира-5 и SNR-1293. Всего же в ходе кампании 1943г. подводные лодки Черноморского флота совершили 102 боевых похода, во время которых, по данным капитана 1 ранга М. Леонова, потопили и повредили 26 транспортов и 1 танкер, 20 быстроходных десантных барж, уничтожили 18 боевых кораблей и вспомогательных судов противника (научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен», газета «Боевой курс» Краснознамённого отряда подводного плавания, № 6, 25 января 1978 г., стр. 2). В этот период почти постоянно несла своё боевое дежурство неподалёку от побережья Тарханкута подводная лодка «Щ-201». Об интересных событиях, связанных с её действиями, рассказывается в письме в адрес Черноморского историко-краеведческого музея комиссара подлодки Ильяшенко М.Ф. (научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен»). Итак, давайте мысленно перенесемся в самый западный регион Крыма, где рядом с мысом Тарханкут расположено село Оленевка. До 1945 года оно называлось Караджа. Здесь, немного в стороне от жилых домов и хозяйственных помещений колхоза, величественно возвышается бывший господский дом помещика П.В. Попова, в прошлом предводителя дворянства Ялтинского уезда. Когда-то, до войны, в его стенах собирались юноши и девушки на занятия школы рабоче-крестьянской молодежи, а во время оккупации разместились фашисты. На берегу поставили зенитные орудия и батареи. Тщательно следили за водным пространством Черного моря. Издавна одним из основных занятий местных жителей была рыбная ловля. Рано утром на промысел уходили рыбацкие лодки и фелюги, а вечером возвращались с богатым уловом камбалы, осетра, сардины, хамсы. Захватив село, фашисты позаботились о том, чтобы рыбный промысел находился под их неослабным контролем. Теперь ловить рыбу необходимо было для новых «хозяев». А чтобы рыбаки не перебрались через линию фронт или не установили связь с действовавшими в соседних селах и на побережье Тарханкута подпольщиками, вместе с рыбаками в лодках и баркасах в море выходили вооруженные немецкие или румынские солдаты. 30 июня 1943 года на позиции вблизи мыса Тарханкут дежурила выше упомянутая советская подводная лодка «Щ-201». Именно в этот день, рано утром, рыболовецкая моторная шхуна из села Караджи (Оленевка) вышла на промысел в Черное море. На шхуне были: бригадир Василий Алексеевич Баланов, рыбаки Артем Федорович Приходько, Иван Павлович Огданец, Василий Кудланов, а также два мальчика – Павлик Приходько и Леня Баланов, сыновья рыбаков. Поскольку оккупанты часто организовывали внезапные облавы и отправляли советскую молодежь на работу в Германию, Василий Баланов и Артем Приходько «пристроили» ребят к работе в море, спасая их тем самым от фашистского рабства. Рыбаков, как и полагалось по новым законам, сопровождал вооруженный сержант немецкой армии. Шхуна в село не возвратилась ни на второй, ни на третий день, не возвратилась совсем. Но рыбаки были живы. О том, что с ними произошло, они рассказали только через несколько месяцев, вернувшись домой уже после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Об этих же событиях поведал в своем письме в музей ещё один их участник - комиссар подводной лодки «Щ-201» М. Ф. Ильяшенко. Дальнейшее описание происшедшего даётся в соответствии с его информацией. Заняв боевую позицию в море неподалеку от Тарханкутского маяка, через командирский перископ лодка вела тщательную разведку побережья. Это было крайне необходимо в связи с подготовкой наступления советских войск в Причерноморье и в Крыму. Командовал тогда подлодкой молодой талантливый командир - капитан-лейтенант Павел Иванович Парамошкин, ранее служивший старшим помощником на одной из подводных лодок Черноморского военно-морского флота. «Не обнаруживая себя, мы узнали, что на берегу находятся немецко-фашистские части, насчитали несколько береговых артиллерийских орудий. Изучили распорядок дня, по которому живут фашистские части: - когда у них побудка, когда отбой, когда завтрак, обед, ужин, - отмечал военный комиссар Ильяшенко. - 30 июня 1943 года через перископ мы обнаружили рыболовецкую шхуну, ставящую сети в море, на видимости береговых батарей. Посоветовавшись с командиром дивизиона капитаном 3 ранга Гулом Р.Р., который был на борту лодки, и со мной, своим заместителем по политической части, командир принял решение - захватить шхуну, снять ее экипаж и от него подробно узнать, что делается на берегу. Вот тут нам понадобились данные нами уже проведенной разведки о распорядке дня, по которому живет немецкий гарнизон. Через 20 минут после начала обеда в немецком гарнизоне подводная лодка всплыла рядом со ставящей сеть шхуной, и начала действовать ранее выделенная и тщательно проинструктированная группа захвата во главе со старшиной Яковлевым. Быстро были сняты с борта шхуны и переправлены на подводную лодку рыбаки и их дети. Никто из них не оказал никакого сопротивления нашей группе захвата. Более того, один из мальчиков даже подсказал, что где-то должен быть немец, который их охранял. Как только лодка выплыла рядом со шхуной, фашистский вояка бросил винтовку и сам спрыгнул за борт. Находясь в воде и держась за бортик шхуны, он хотел «переждать» тяжелые минуты в теплом июльском море, а когда узнал, что готовится взрыв и потопление шхуны, решил добраться до берега вплавь. Пришлось открывать огонь из пулемета и вернуть его обратно. Сняв экипаж шхуны и немецкого сержанта, диверсионная группа открыла кингстоны на шхуне и, уходя на подводную лодку, подорвала ее двумя связками противотанковых гранат» (Научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен»). Немцы, находившиеся на берегу, не остались безучастными к этим событиям. Подводную лодку заметили. Была сыграна боевая тревога, и солдаты заняли посты у пушек. На лодку стали наводить орудия. Стрелять им всё же не пришлось, поскольку хорошо подготовленный экипаж «Щ-201» и его диверсионная группа быстро успели завершить боевую операцию и уйти в море. Вызванная фашистским командованием авиация бомбила этот район, но с опозданием, уже после ухода лодки. Бомбы рвались далеко от её местонахождения. Так на борту подлодки оказались рыбаки из нынешнего села Оленевка. Когда проводилась эта операция, местные жители слышали раздающуюся в море пулеметную дробь. Да и сам факт невозвращения рыбаков породил уйму домыслов и предположений. А когда на второй день начальник немецкого гарнизона снарядил специальное судно-ловушку и отправил его в море, слухи стали нарастать с невероятной скоростью. Бывший учитель Черноморского УВК «Школа-лицей» №1 Игорь Сергеевич Щечкин рассказывал, что слухи о советской лодке и происшествии с рыбаками дошли и до Ак-Мечети. Местные жители потихоньку обсуждали это событие. А в селе Оленевка и ныне живет пенсионерка Вера Павловна, которая хорошо помнит описанные в письме события, поскольку на шхуне были и её родственники. В частности, Павел Приходько - её двоюродный брат. Но давайте вернемся в тот далекий 1943 год. Тогда многие жители Караджи видели, что на такой же шхуне, как и пропавшая, устанавливают крупнокалиберные пулеметы, немцы грузят ящики с противотанковыми гранатами и солдат. Поручили командовать экстренно оборудованным судном-ловушкой немецкому офицеру. 1 июля 1943 года, по данным Ильяшенко, оно вышла в море. Немецкое командование надеялось, что когда подводная лодка вновь подойдет к шхуне и попытается снять ее экипаж, по лодке откроют огонь из крупнокалиберных пулеметов и забросают ее противотанковыми гранатами. Позже рыбаки, которые были на шхуне, рассказывали, что фашистский офицер, руководивший экипажем, далеко выйти в море боялся. В результате, походили рядом с берегом, где малые глубины не допускали базирования советских субмарин, а затем возвратились обратно. А в это время Василий Алексеевич Баланов с сыном Лёшей, Артем Федорович Приходько с Павликом, Кудлаев и Огданец находились уже далеко в море, на советской подводной лодке «Щ-201». Комиссар Ильяшенко сразу же побеседовал с рыбаками, расспросил их о прошлой жизни. Об этом в его письме сказано следующее: «- Как жили в оккупации и как оцениваете с вами случившееся? – Спрашиваю Василия Алексеевича. - Не жили, а мучились». А по поводу событий на шхуне рыбак ответил: «Вначале, конечно, перепугались, чего греха таить. А потом разобрались, что к чему. Нас из всего Крыма самых первых освободили из фашистской неволи. Мы рады, что опять среди своих, советских. Надо бы как-то домой сообщить, что мы живы – здоровы. Ведь дома переживать, убиваться будут» (научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен»). Но прошло немало времени, пока рыбаки из села Караджи смогли сойти на берег, еще больше – пока вернулись домой. В первых числах июля 1943 года подводная лодка шла на запад, на выполнение нового боевого задания. Естественно, что об этом не знали ни Василий Алексеевич, ни другие из его рыболовецкой бригады. Все они по-прежнему находились на борту советского судна. А впереди были тяжелые бои и новые испытания. 7 июля 1943 года, в 4 часа утра лодка обнаружила корабли фашистского конвоя, идущего из Констанцы в Севастополь, и атаковала один из них. Транспорты были загружены боевой техникой и войсками. Их сопровождали два эскадренных миноносца румынского королевского флота, немецкий тральщик и несколько катеров-охотников за подводными лодками. Завязался морской бой. Торпедировав вражеский корабль, лодка сразу же была атакована фашистским конвоем. Уже делая срочное погружение, подводники услышали шум винтов приближающегося эсминца, а затем взрывы глубинных бомб. Субмарина находилась в черте вражеского конвоя, ее окружили, когда она выходила в очередную торпедную атаку, и один из вражеских снарядов попал в цель. С трудом удалось потушить пожар в центральном посту и ликвидировать его последствия «Старшина Постников и матрос Скутак сразу же приступили к исправлению повреждений в первом отсеке. Каширин, Бибко и Зоринтовский составили список вышедших из строя механизмов машинного отсека и тут же изыскали возможности надежного обеспечения работы хотя бы одного дизеля. Вблизи подводной лодки разорвалось свыше трех десятков тяжелых глубинных бомб, но они так и не нарушили боевого ритма работы слаженного коллектива подводной лодки. А ведь условия очень осложнились наличием посторонних на лодке. Особенно тяжело переживали бомбардировку Павлик и Леша. Они плакали и бросались за помощью то к отцам, то к членам экипажа подводной лодки. Бедные дети. Война безжалостно опалила их своим пламенем», - так рассказывает о дальнейших событиях на подлодке ее комиссар (научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен»). А рыбаки в это время практически проходили свое первое боевое испытание. А дальше новые проблемы. В результате взрыва очередной серии глубинных бомб разошлись швы топливных баков. И топливо лодки стало всплывать на поверхности моря, раскрывая её местонахождение и маневры. Обстановка была необыкновенно сложной и потребовались исключительная выдержка, хорошая подготовка и способность ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке командира Павла Ивановича Парамошкина. Сразу же после торпедирования транспорта он увел лодку почти на 100 метровую глубину, а фашисты искали её недалеко от поверхности моря. Когда же взрывы бомб стали приближаться, он приказал продуть балласт и подвсплыть на 40-50 метровую глубину. А бомбы уже рвались там, откуда только что ушла лодка. Командиру подлодки всё же удалось оторваться от преследования противника, запутать его в следах вытекающего из лодки соляра. Затем главным вопросом стал ремонт вышедших из строя механизмов и приборов. До базы очень далеко. Идти необходимо через всё Черное море. Потребовалась отменная выучка экипажа, чтобы не в заводских условиях, а на боевой позиции произвести ремонт, обеспечивший успешное возвращение лодки. Собрали из двух дизелей один, отремонтировали главный электромотор и, получив соответствующее приказание командования, возвратились на свою базу. На переходе экипажу сообщили радиоперехват: «Верховное командование фашистской Германии объявило по берлинскому радио о потоплении «большевицкой подводной лодки» в районе боевых действий нашего корабля». Вошла же в историю Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-201», как «дважды потопленная», так как берлинское радио дважды сообщало об её потоплении. Фактически же подлодка «Щ-201» сама уничтожила 7 и повредила 5 кораблей и транспортов врага и вышла из войны «Краснознаменной». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1944 года она была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Весь экипаж подводной лодки также был награждён орденами и медалями Советского Союза (научно-вспомогательный фонд КРУИАЗ «Калос Лимен»). 11 июля 1943г. подводная лодка прибыла на военно-морскую базу города Поти. На берегу её уже не ждали, считали погибшей, так как из-за полученных повреждений экипаж некоторое время не выходил на связь. А тут ещё берлинское радио сообщило о потоплении советской подводной лодки в квадрате боевых действий «Щ-201». Тем более торжественным и впечатляющим было её возвращение к родным берегам. На пристань тогда вместе с экипажем подлодки сошли и наши земляки - рыбаки из маленького тарханкутского села. А в это время в Крыму продолжался период ненавистной фашистской оккупации. Мимо берегов Тарханкута следовали немецкие и румынские корабли, которым мужественно противостояли советские подводные лодки. Им приходилось не раз вступать в схватку с врагом и, к сожалению, далеко не всем удалось вернуться на свои базы невредимыми. Давно закончилась война. Отгремели залпы орудий, затих шум несущихся к морской цели торпед. Но и сегодня на дне моря у берегов западного Крыма покоятся остатки былых военных кораблей. И море порой тщательно хранит тайны их гибели, которые ещё предстоит отгадать современным исследователям. Отрадно, что этим с большим интересом занимаются и учащиеся школ Черноморского района. Одна из них - Пронь Александра - свою творческую работу посвятила действиям подводных лодок у берегов Тарханкута, постаравшись приоткрыть военные тайны нашего Чёрного моря, рассказав и о необычном боевом крещении оленевских рыбаков.

 Овчинникова Г.Н., старший научный сотрудник ГБУРК ИАМЗ "Калос Лимен" .