У берегов Тарханкута найдена подводная лодка "Щ-216", считавшаяся пропавшей без вести

06.07.2013 01:00

Сотрудниками Крымского республиканского учреждения "Черноморский центр подводных исследований" найдена советская подводная лодка времен Великой Отечественной войны. 

Находка была обнаружена 4 июля, при выполнении регламента программы погружения телеуправляемого подводного аппарата «Софокл-1» на траверзе мыса Тарханкут в районе каменной гряды на глубине 52 метра

Данные государственных архивных фондов позволяют утверждать, что это одна из 16 без вести пропавших подводных лодок под названием «Щ-216» (из 42 подводных лодок этого класса, существовавших во время ВОВ, 26 были затоплены, 16 считаются без вести пропавшими). Судно идентифицировано как средняя торпедная подводная лодка, сообщает пресс-служба Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия.

Комитетом был направлен запрос в Центральный военно-морской архив Российской Федерации. Согласно архивным данным, «Щ-216» пропала без вести в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания, причиной гибели судна стало потопление глубинными бомбами. Погиб весь экипаж в составе 47 человек.

Эксперты ведомственного архива представили копии оригиналов документов по идентификации членов экипажа: известны фамилии всех погибших и адреса их близких родственников. Об этом на пресс-конференции в Симферополе сообщила председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. "Мы подавали запрос в Центральный военно-морской архив Российской Федерации, откуда нам были переданы копии личных карточек сорока семи членов экипажа. Все они были молодыми краснофлотцами в возрасте от 18 до 22 лет. Самый старший командир - капитан третьего ранга Григорий Карбовский, 1903 года рождения, уроженец Сочи", - рассказала она.
Среди списков погибших членов экипажа - уроженцы Харьковской области, Сталинграда, Ростова-на-Дону, Москвы, Запорожской, Донецкой и Винницкой областей и даже крымчанин, уроженец Раздольненского р-на, Николай Иванович Нудьга 1923 г.р. Старший научный сотрудник КРУ «Научно-исследовательский центр памятникоохранных исследований Автономной Республики Крым»  Н. Гуркович приводит предварительную справку о местожительстве Нудьги Н. И. и его матери:
По представленной ведомости, Нудьга Николай Иванович до войны проживал в селе Бороган Фрайдорфского района Крымской АССР. По данным справочника «Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1788-1998» (колл. авт., Симф., 1999) с 1935 года в Крымской АССР был Фрайдорфский район – стр.12. В 1944 году Фрайдорфский район был переименован в Новоселовский район и районный центр с. Фрайдорф в с. Новоселовское – стр. 396.
В 1948 году были переименованы все населенные пункты в районах Крыма – стр.424-425: село Бороган не значится в списках. Есть Старый Бараган, переименованный в с. Отважное. Сейчас с. Отважное входит в состав Зиминского сельсовета Раздольненского района – стр.64.
По представленной ведомости, мать Нудьги проживала в «с. Фрайдорф г. Евпатория». С 1935 г. в Крымской АССР был отдельно Евпаторийский район и отдельно – Фрайдорфский. В Евпаторийском районе довоенное наличие села под названием «Фрайдорф» не установлено.
Можно только предположить, что имеется ввиду вышеупомянутый Фрайдорф – ныне с. Отважное Раздольненского района (территория современного Раздольненского района граничит с территорией современного Сакского района, а последний в значительной степени является преемником несуществующего ныне Евпаторийского района).

«Водолазами определено, что лодка, скорее всего, не заполнена водой в полном объеме. Из 7 отсеков возможность реально существует, что заполнен только один поврежденный второй отсек, над которым взорвалась глубинная бомба. Если действительно затоплен только отсек номер два, а все остальные шесть целы, то это потрясающая возможность создания исключительного музея, поскольку как в феврале 1944 года штурман положил карандаш на навигационную карту, карандаш так и лежит: там ничего не изменилось за все эти годы», – говорит Воронов.

На сегодняшний день найденная подводная лодка Щ-216 является единственной сохранившейся подлодкой данного типа и серии. После поднятия лодки тела погибших будут захоронены с почестями, а саму субмарину  преобразуют в музей, аналогов которому нет на территории постсоветского пространства. Вариантов, где будет установлен этот уникальный объект - памятник военной истории, пока два: Феодосийский музей Черноморских подводных исследований и непосредственно окрестности Тарханкута. На последнем варианте просят остановиться как жители поселка Черноморское, так и его администрация.

Историческая справка:

Подводная лодка заложена под стапельным номером 1085 на заводе № 200 в Николаеве 23 июля 1939 года. 30 мая 1940 года субмарина спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны «Щ-216» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Карбовского Григория Ефстафьевича, который был назначен на субмарину в феврале 1941 года, в составе отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ, находясь на ходовых испытаниях в Николаеве. 3 июля 1941 года корабль прибыл в Севастополь и 17 августа вступил в строй. «Щ-216» являлась единственной подводной лодкой X-бис серии на Черном море.
С 24 августа по 13 сентября корабль находилась на дозорной позиции у мыса Сарыч (позиция № 2), где встреч с противником не имел. Второе крейсерство субмарины проходило у берегов Болгарии. Утром 19 октября «Щ-216» прибыла в район у мыса Зейтин-бурну (позиция № 24). Поход оказался безуспешным из-за нервозной обстановки создаваемой командиром в центральном посту: вечером 20 октября севернее Босфора «Щ-216» атаковала буксир, но торпеда прошла мимо, так как выстрел был произведен с опозданием в момент циркуляции, а 31 октября из-за неправильного маневрирования был упущен момент для атаки одиночного судна. При повторном выходе в этот же район, который состоялся в конце ноября – середине декабря встреч с противником не было. 16 декабря «Щ-216» прибыла в Туапсе для проведения навигационного ремонта. Только 20 декабря 1941 года подводная лодка наконец-то официально вошла в состав Черноморского флота.
Вновь вступив в строй 15 февраля 1942 года «Щ-216» была снова направлена к болгарскому побережью. В ночь на 18 февраля подводная лодка прибыла в назначенный район к мысу Куру-бурну (позиция № 37). На протяжении всего крейсерства «Щ-216» имела многочисленные контакты со шхунами, но, считая их турецкими, Карбовский не атаковал. Атака единственного обнаруженного одиночного транспорта, шедшего в южном направлении, сорвалась из-за тумана и заклинивания горизонтальных рулей.
Вернувшись в Туапсе, подводная лодка получила задание доставить в Севастополь важные документы штаба ЧФ. Утром 10 марта в подходной точке фарватера № 3 она передала пакет на борт «БТЩ-413», после чего благополучно вернулась обратно. 23, 24 и 25 марта Туапсе подвергся ожесточенным налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиабомба. Два командира погибли. На следующий день в результате авианалета легко ранен командир «Щ-215» капитан-лейтенант Карбовский. Ранение не помешало ему 28 марта возглавить свой корабль в походе к мысу Куру-бурну (позиция № 37). Действуя на коммуникации Босфор – Бургас подводная лодка ничего кроме десятка шхун не обнаружила. Прибыв в базу «Щ-216» встала на гарантийный ремонт, который продлился до середины августа. Вступив в строй, подводная лодка снова была направлена к Куру-бурну, но, как и в предыдущие патрулирования, в этом районе цели для нее так и не появились.
Открыть победный счет удалось только в следующем боевом походе к мысу Олинька (позиция № 44). Первая атака днем 7 октября не удалась. «Щ-216» выпустила две торпеды по конвою, выходящему из Сулины. Через две минуты на подводной лодке зафиксировали два взрыва, а при осмотре горизонта командир наблюдал клубы черного дыма. По данным противника торпеды прошли под целью и взорвались при ударе о мол. Вечером 10 октября в точке 44°57' с.ш./ 29°46,6' в.д. атаке «Щ-216» подвергся конвой в составе румынского транспорта «Карпати» (4.336 брт) с грузом немецкого военного имущества под охраной двух немецких катерных тральщиков «R-165» и «R-166». Подводная лодка проводила атаку из надводного положения, поэтому присутствующие на мостике могли наблюдать попадание торпеды и гибель судна. Сопровождающие транспорт корабли контратаковали, сбросив на безопасном удалении от погрузившейся субмарины 6 глубинных бомб.
Однако, уже следующее патрулирование этого района в конце ноября – начале декабря показало, что противник усилил свою противолодочную оборону. Вечером 21 ноября «Щ-216» была обнаружена и атакована вражеским сторожевым катером. Шесть сброшенных им глубинных бомб легли достаточно точно: на субмарине вышла из строя гидроакустическая станция, лаг, эхолот, ряд измерительных приборов и некоторые механизмы, в легком корпусе образовались вмятины, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду. Несмотря на повреждения, подводная лодка продолжила патрулирование, лишь 29 ноября ей было приказано отойти в район Траханкут – Евпатория (позиция № 49) в связи с тем, что в районе первоначального действия «Щ-216» планировалась набеговая операция советских кораблей.
Следующие три боевых похода к Тарханкуту (позиции № 53, № 72 и № 82-б) в феврале, марте-апреле и мае-июне 1943 года прошли безрезультатно. Встреч с противником не было. Лишь в ходе последнего патрулирования подводная лодка 12 июня обнаружила вражеский конвой, состоящий из барж, но не смогла провести атаку из-за большого курсового угла.
С середины июля «Щ-216» патрулировала в районе Босфора. Здесь противника долго ждать не пришлось. Три раза (21 июля и два раза 29 июля) подводная лодка не смогла выйти в атаку из-за действий кораблей эскорта конвоев. Днем 6 августа «Щ-216» выпустила три торпеды по наливному судну под охраной румынских эсминцев и нескольких сторожевых катеров. Одна из торпед попала в носовую часть германского (бывшего французского) танкера «Фируз» (7.327 брт) с грузом газойля. Транспорт удалось спасти (в дальнейшем он переименован в «Фредерикс» и тяжело поврежден «Л-4» 11 мая 1944 года, захвачен советскими войсками в Констанце и названый «Волганефть» ходил под советским флагом), а подводная лодка подверглась контратаке эсминца «Реджеле Фердинанд», который сбросил в месте предполагаемого нахождения субмарины 37 глубинных бомб. На «Щ-216» получили повреждения ряд электроизмерительных приборов, арматура воздухопровода воздуха высокого давления, заклинена захлопка глушителя дизеля. Подводникам пришлось пережить еще несколько неприятных часов, так как спустя некоторое время они снова услышали взрывы глубинных бомб и посчитали, что противник продолжает преследование. (В это время германский охотник «Uj-116» атаковал находящуюся неподалеку «М-35»). Утром 10 августа «Щ-216» прибыв в Батуми, на следующий день встала на текущий ремонт.
Декабрьское патрулирование у мыса Тарханкут (позиция № 101) снова не принесло удачи. Все три попытки (в ночь на 4 и утром 4 декабря, утром 8 декабря) сблизиться с конвоем сводились на «нет» противолодочными силами противника.
В свой последний поход с задачей патрулирования района северо-западнее мыса Тарханкут (позиция № 101) «Щ-216» вышла вечером 6 февраля 1944 года. Известно, что утром 10 февраля в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. «Щ-216» атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира субмарины подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. (Одна из торпед взорвалась в 100 метрах от борта большого охотника «Uj-106»). Больше на связь «Щ-216» не выходила и в базу не вернулась.
По поводу гибели субмарины существуют различные версии. Подлодка могла подорваться на мине заграждения «S-77», выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По другим данным «Щ-216» 16 февраля стала жертвой глубинных бомб охотников «Uj-103» и «Uj-104» в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По наиболее вероятной версии «Щ-216» стала жертвой глубинных бомб германских охотников «UJ-103» и «Uj-106» утром 17 февраля 1944 года в 70 милях юго-западнее мыса Тарханкут. Проводившие поиск отставшей от конвоя баржи в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. корабли заметили торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги.
Есть информация, что в сентябре 1980 года корпус субмарины был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о ее водолазном исследовании нет.
Вместе с «Щ-216» погибло 47 членов экипажа: 

1.Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., капитан 3-го ранга, командир корабля. 
2.Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3.Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-3.
4.Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
5.Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
6.Савин Павел Андриянович, 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы.
7.Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.
8.Байков Михаил Иванович, 1915 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
9.Ефимов Герман Астафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
10.Свистун Фёдор Петрович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
11.Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
12.Паншин Евгений Васильевич, 1912 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.
13.Грузан Степан Тихонович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
14.Черняев Иван Никитович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения элетриков.
15.Иванов Иван Петрович, 1921 г.р., старшина 1 статьи, кок.
16.Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
17.Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
18.Ткаченко Иван Фёдорович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения скрытой корабельной связи (шифровальщик).
19.Баранов Иван Фёдорович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
20.Саунин Сергей Михайлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
21.Гуренко Илья Григорьевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
22.Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
23.Белоусов Степан Трофимович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.
24.Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков
25.Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.
26.Бурчак Иван Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, трюмный.
27.Рапотин Иван Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
28.Растилов Григорий Александрович. 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
29.Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
30.Самойленко Виктор Иванович, 1922 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
31.Гулидов Иван Осипович, 1923 г.р., краснофлотец, электрик.
32.Дроздов Фёдор Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
33.Перегородов Владимир Лукьянович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
34.Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
35.Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
36.Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
37.Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.
38.Максименко Алексей Илларионович, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
39.Сигаев Анисим Филиппович, 1915 г.р., краснофлотец, моторист.
40.Фомин Виктор Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист.
41.Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.
42.Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.
43.Черне Григорий Моисеевич, 1919 г.р., краснофлотец, строевой.
44.Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ «Щ-207», прикомандированный к экипажу «Щ-216» на боевой поход.
45.Астанин Юрий Андреевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
46..Жуков Пётр Петрович, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им..Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
47.Комаров Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.